Беспилотные машины выпустят на дороги Москвы не раньше 2026 года («Комсомольская правда»)

Беспилотные машины выпустят на дороги Москвы не раньше 2026 года («Комсомольская правда»)

О появлении беспилотного транспорта в Москве говорят давно. В реальности пока представить движение автомобиля без водителя в столичном потоке довольно сложно. Даже в метро пока нет беспилотных поездов, хотя там меньше препятствий - нет пешеходов, гололеда, дорожных работ, светофоров. Но разработчики уже создали несколько беспилотных машин и начали тестировать их в инновационном центре "Сколково" и центре испытаний "НАМИ". Только после получения разрешения компании смогут выпустить авто на дороги Москвы.

Заметить "скорую помощь" и дурака

Чтобы увидеть, как беспилотники будут передвигаться в реальности, отправляюсь в центр "НАМИ" в Дмитровском районе Московской области. Там 27 февраля прошли первые в России квалификационные испытания беспилотных автомобилей Up Great "Зимний город" в экстремальных климатических условиях. Всего в испытаниях примут участие 13 команд со всей России (технологические компании в сфере робототехники и машинного зрения, а также разработчики из российских вузов).

- Команды-участники должны будут выполнить серию заданий, которые позволят проверить способность автомобилей адекватно распознавать и реагировать на дорожные ситуации в сложных погодных условиях, при плохой разметке, низкой видимости дорожных знаков, наледи и снежных заносах, - объясняют в пресс-службе института развития венчурного рынка России "РВК".

Свои машины нам показали три команды (две из Москвы и одна из Нижнего Новгорода). Визуально беспилотники ничем не отличаются от управляемых гражданских авто: две машины "Газель" и легковушка "Kia". На полигоне имитировали условия реальной городской среды, а именно воссоздали дороги, светофоры, бордюры, дорожные работы. Нас сразу предупредили, что беспилотники не покажут зрелище в стиле гонок "Формулы-1", скорость машин будет 10-20 км/ч. Машинам сейчас важно не скорость набирать, а преодолеть почти все препятствия: движение в пробке, проезд регулируемого и нерегулируемого перекрестка, поворот налево, стать на парковку и т.д.

- Сейчас необходимо пройти четыре препятствия из восьми. До декабря у специалистов есть время исправить недочеты, - говорят судьи.

Испытание проходила еще одна беспилотная "Газель" команды НГТУ из Нижнего Новгорода, в которую на последнем препятствии взяли и меня.

- Вы точно не управляете машиной? - спрошу у пилота, который сидел сзади с ноутбуком на руках.

- Нет, - ответил тот.

И машина поехала. За рулем действительно никого не было. Довольно непривычно смотреть на самостоятельное движение машины. Даже немного страшно. Мы сделали круг, еще один поворот, переезд "лежачего полицейского" и компьютерная система разрядилась. Далеко мы не уехали. Однако дальше и не нужно было. Оказалось, что беспилотник уже успешно прошел 7 из 8 испытаний и был допущен на следующий этап испытаний.

Но о реальности запуска беспилотных автомобилей на дорогах Москвы с ее бешенным потоком, наверное, все же очень рано говорить.

- В лучшем случае нужно еще плюс семь-восемь лет, - говорит Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития. - Но в отдельных случаях, на специализированных дорогах, на понятных маршрутах из точки "А" в точку "Б" - это может быть быстрее.

Фактически пока ведется речь о перевозке людей на беспилотных машинах по территории заводов, в закрытых парковых зонах или на "выделенках" от одной остановки до другой. Например, в Нижнем Новгороде на заводе "ГАЗ" уже используются беспилотные маршрутки, которые там же и производятся.

- Команда "BaseTrack" представила на этих соревнованиях электробус на базе "Газель". У него электрический привод, уникальная технология локализации (определения его в пространстве) при любых погодных условиях, - говорит Михаил Иванов, руководитель направления инновационных систем объединенного инженерного центра группы "ГАЗ". - Человеку повезло - у него есть два глаза, он со всеми ситуациями на дороге может справиться. Машина даже с радарами, лидарами и камерами не может достигнуть такого уровня ориентирования, как водитель. Если камеры в плохую погоду не могут увидеть все, то помогают радары, но они, в свою очередь, не могут считать дорожные знаки. У каждого датчика есть недостатки, только в комплексе они могут справляться и безопасно осуществлять движение.

Беспилотные такси

В перспективе беспилотники хотят использовать как такси. Первой вывести их на дороги Москвы хочет компания "Яндекс". Полтора года назад специалисты уже показывали гибрид Toyota Prius с лидарами, радарами и системой компьютерного зрения президенту России Владимиру Путину во время его визита в офис компании. Все это время "Яндекс" тестирует свои беспилотные машины в "Сколково". Там сотрудники могут вызвать через приложение беспилотное "Яндекс.Такси". Но передвигаться можно только от одного здания к другому, за пределы "Сколково" пока беспилотники не выезжают. Только при их успешном тестировании можно будет обсуждать внедрение беспилотного такси в городе. Напомним, что постановление о проведении с 1 декабря 2018 года эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах Москвы подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Тесты будут проводиться до 2022 года. За это время важно определить: первое - экономическую модель использования высокоавтоматизированных транспортных средств, второе - понять коммерческое использование и третье - дальнейшее развитие рынка умной мобильности.

КСТАТИ

Тестирования беспилотников в Москве могут начаться в конце 2019 года

- В настоящий момент шесть компаний-разработчиков планируют начать опытные испытания на дорогах Москвы. Это компании "Яндекс", "Камаз", "КБ Аврора", Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, университет Иннополис, акционерное общество "Научно-конструкторское бюро вычислительных систем". Сначала они должны пройти сертификацию, а после получат разрешение выехать на дороги Москвы, в том числе на хорды, МКАД, ТТК, дороги в спальных районах, на Новый Арбат и Садовое кольцо, - рассказал Ярослав Федосеев, пресс-секретарь Национальной технологической инициативы "Автонет".

Кстати, тогда же беспилотные автомобили смогут опробовать систему автоматического пропуска "скорой помощи" и других экстренных оперативных служб.