Неделя на каршеринге в Москве: получилось ли заменить личный автомобиль?

Неделя на каршеринге в Москве: получилось ли заменить личный автомобиль?

Российскому бизнесу понадобилось 15 лет для того, чтобы оценить перспективы краткосрочной аренды автомобилей и организовать в стране первую службу, предоставляющую такую услугу. Мне понадобился год на то, чтобы заинтересоваться и зарегистрироваться в такой системе, и еще два для того, чтобы начать ей реально пользоваться.

 

Нужно сказать, что я и до этого пару раз пробовал воспользоваться установленным приложением «Яндекс.Драйв», но каждый раз результат был один и тот же: свободных машин вблизи места, откуда мне нужно было ехать, просто не оказывалось. В итоге принималось решение в стиле «ну да и бог с ним», приложение закрывалось, и я либо вызывал такси, либо топал в сторону остановки городского транспорта. Тем не менее, мой интерес к вопросу поддерживала неоднозначная реакция на каршеринг как явление, причем со стороны как коллег и знакомых, так и просто интернет-аудитории.

Одни  утверждали, что это самое гениальное изобретение человечества после колеса, что они больше не нуждаются в собственном автомобиле, и что скоро не будет ни автобусов, ни такси, а будет сплошной каршеринг. Другие ругались, что от каршеринга происходит один сплошной вред: и ездят пользователи прокатных автомобилей кое-как, поскольку чего их жалеть, раз не свои, и бросают их где попало, да и за рулем они испытывают одно расстройство, поскольку салоны грязные и обшарпанные. В общем, оставшись на неделю без собственного автомобиля, я решил, что самое время погрузиться в волшебный мир каршеринга и самому понять, настолько ли это хорошо, удобно и выгодно, как пишут одни, и насколько реальны те проблемы, о которых пишут другие.

Renault Kaptur Яндекс Драйв

Первый опыт пользования каршерингом получился довольно интенсивным: ездить нужно было много. Доступность прокатных автомобилей явно выросла: видимо, количество перешло в качество, автомобилей в системах каршеринга стало больше, и ситуация «ехать надо, а машин поблизости нет» возникала не слишком часто, хотя я использовал только одну прокатную систему. Регистрация в нескольких системах сделает ее еще более редкой, но совсем исключить все-таки не сможет. Наблюдение за обстановкой на главном экране приложений (а я после первой пары поездок быстренько зарегистрировался еще в нескольких системах, которые пока что не использовал — для чистоты эксперимента) показало, что обстановка в течение даже одного дня меняется часто. То все окрестности пестрят иконками доступных автомобилей, то вдруг оказывается, что до ближайшего автомобиля нужно идти чуть ли не полчаса, что с учетом погоды не доставляет никакой радости.

В целом же ситуация выглядит так: если у вас нет автомобиля, или вы по каким-то причинам не можете или не хотите воспользоваться своим, то с достаточно высокой вероятностью вы сможете найти решение в системах каршеринга. Только вот гарантии наличия прокатного автомобиля в нужное время и в нужном месте вам никто не даст. У этой ситуации есть и определенные житейские последствия.

Скажем, вы планируете съездить в большой супермаркет, расположенный от вас в 10 минутах езды: 10 минут туда и 10 минут обратно – это 140 рублей, не такая большая сумма. Только вот выйдя из магазина с полной тележкой продуктов на неделю, вы вполне можете обнаружить, что автомобилем, оставленным вами на парковке, уже кто-то воспользовался, и других свободных каршеринговых автомобилей на парковке нет, а до тех, что есть — опять же, идти 10 минут.

Можно, конечно, просто оставить за собой зарезервированный вами автомобиль, система это позволяет. Но сколько вы пробудете в магазине? Четверть часа? Полчаса? Час? И все это время счетчик будет тикать, так что к 140 рублям за поездку туда и обратно вполне могут добавиться еще 200 рублей за ожидание. Но тут уж вы сами решаете, платить за удобство или нет. Ну а если вы отправитесь в один из многочисленных торговых центров, расположенных на внешней стороне МКАД, то другого выбора у вас и не будет: система просто не разрешит вам закончить поездку в таком месте. Хотите вы этого или нет, но единственная возможность — перевести автомобиль в режим ожидания и заплатить за все то время, что вы будете в торговом центре.

Яндекс Драйв

Теперь о самом автопарке. В системе «Яндекс.Драйв» его основу составляют бюджетные модели отечественной сборки: седаны Kia Rio и хэтчбеки Rio X-Line, Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Octavia, а также переднеприводные Renault Kaptur. Тариф за пользование ими составляет 7-8 рублей за минуту. Отдельной категорией представлены автомобили премиальных марок: BMW 520i, Mercedes-Benz E 200, Genesis G70, Audi Q3 и даже Porsche Macan. Понятно, что аренда таких автомобилей стоит дороже, от 10 до 14 рублей за минуту, а каждая минута за рулем Porsche обойдется в 22 рубля! Опять же, эти категории открыты не для всех: на экранах смартфонов водителей с малым стажем они просто не появятся.  И тут мы плавно переходим к вопросу экономии — в частности, в сравнении с использованием такси.

Если вы ездите по относительно свободным улицам, то, скорее всего, поездка на арендованном автомобиле получится как минимум процентов на 40-50 дешевле, нежели вызов автомобиля с водителем. Но если вы поедете на противоположный конец города, да еще и в «пробочное» время, то цена такой поездки может оказаться выше, причем раза в два! Ведь в такси вы платите за расстояние, а в каршеринге — за время. А если вы решите побаловать себя комфортом и арендуете премиальную модель, то разница может оказаться просто огромной. Например, мне нужно было съездить с юга Москвы в организацию, расположенную на севере, на внешней стороне МКАД. Ближайшим доступным автомобилем оказался Genesis G70. Цена поездки составила 1 760 рублей — при том, что такси стоило бы рублей 600!

Genesis G70

Есть в использовании премиальных автомобилей и еще одна проблема. Все бюджетные модели оснащены специальными головными устройствами с огромными экранами и установленными системами Yandex Auto, в которые входит и «Яндекс Навигатор». А вот во всех премиальных моделях головные устройства медиасистем остались штатными, но вот навигационные программы на них не установлены. Словом, собираетесь покататься на BMW, Mercedes или Genesis — не забудьте прихватить с собой кронштейн на присоске, провод для зарядки телефона и, на всякий случай, адаптер в прикуриватель.

BMW 520i Яндекс Драйв

Теперь о состоянии автомобилей. За все время моего эксперимента по пользованию каршерингом мне попался только один серьезно поврежденный автомобиль. Это был Kia Rio X-Line с мятым правым бортом и отсутствовавшим передним правым повторителем сигнала поворота — но внутри автомобиль оказался во вполне пристойном состоянии. Тем не менее, пару раз мне приходилось тратить время на фотографирование небольших повреждений и сколов на бамперах, причем обнаружить эти повреждения было совсем не просто: погодные условия, а точнее, снег, противогололедные реагенты и дорожная грязь, покрывающая нижнюю часть кузовов, заставляли быть особенно бдительными. Увы, приложение «Яндекс.Драйв» не дает никакой информации об отмеченных ранее повреждениях, а отвечать за чужие действия как-то не хочется.

Если же говорить о серьезных технических неисправностях, то с ними я столкнулся лишь дважды, и оба раза — в автомобилях премиальных марок. В Genesis G70 не работал переключатель режимов работы автоматической коробки, и я не знаю, было ли это действительно неисправностью, или оператор системы специально оставил только режим Comfort. А вот в BMW 520i не работал сервопривод продольного перемещения водительского сиденья. Нужно ли говорить, что поездка получилась не самой лучшей. Плюс правое боковое окно оказалось настолько грязным, что в боковом зеркале были видны лишь какие-то невнятные пятна. Я бы остановился и протер окно, но подходящей тряпки в кармане не оказалось. Словом, та еще получилась поездка.

BMW 520i Яндекс Драйв

От премиальных автомобилей в каршеринге толку мало. Поездки на них стоят неоправданно дорого, а в силу их технической усложнённости риск поломок существенно выше. На мой взгляд, если уж по какой-то причине нужен дорогой автомобиль, проще взять его в обычном сервисе аренды под конкретную поездку.

Что же касается бюджетных моделей, то Volkswagen Polo был в идеальном состоянии, на Renault Kaptur горел “чек”, у Skoda Rapid поскрипывали колодки, а у Kia Rio X-Line не горела подсветка кнопок. В последнем случае я даже не уверен, что проблема носила технический характер: может быть, мне нужно было нажать какую-то кнопку или повернуть ручку, а я просто не знал какую. И тут мы плавно переходим еще к одному важному моменту.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дело в том, что свой собственный автомобиль ты знаешь досконально. Расположение органов управления тебе отлично знакомо, и любую функцию ты можешь включить не глядя. А вот незнакомый автомобиль может создать некие проблемы — пусть не самые серьезные, но все же неприятные. Взять хотя бы пресловутый «джойстик» в Renault Kaptur. Мало того, что расположен он за толстой спицей руля, так еще и кнопки на нем размещены и сверху, и снизу, и сзади. И чтобы пользоваться всеми предоставляемыми этим устройством возможностями, нужно четко знать, какая из кнопок и клавиш за какую функцию отвечает. Причем нужно привыкнуть пользоваться этим инструментарием на ощупь — ведь возможности посмотреть на кнопки во время движения у вас не будет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Но это — полбеды. Беда может случиться, если вы неправильно оцените динамические возможности прокатного автомобиля. И ведь случается такое, и не так уж редко. Мне попался на глаза фотоснимок двора какого-то автосервиса, буквально заваленного битыми автомобилями в оклейке каршеринговых компаний. Кстати, есть люди, которые утверждают, что пользоваться каршерингом — все равно что надевать белье чужих людей, но я такого рода утверждения оставлю натурам особо впечатлительным.

Ну а теперь давайте поговорим о таких субъективных материях, как комфорт и удовольствие от вождения. Казалось бы, хочешь комфорта — возьми Mercedes или Genesis, хочешь маленьких драйверских радостей — посмотри, не ожидает ли неподалеку свободный BMW или Audi. Но вот что обидно: машины премиальных брендов или среднего класса для каршеринга покупают почти исключительно в базовых комплектациях, с максимально бюджетными для этой модели материалами отделки. Поэтому арендуя “премиум-сегмент”, готовьтесь к разочарованиям: пластик может оказаться того же сорта, что и на бюджетном варианте автомобиля.

В плане удовольствия от вождения я уверенно отдаю первое место Volkswagen Polo — у него и рулевое управление самое внятное, с четкой обратной связью, и автоматическая коробка работает четко и уверенно, обеспечивая отличное управление тягой во всех режимах. Вроде бы, у Skoda Rapid все то же самое, но мне Volkswagen Polo понравился чуть больше. Все автомобили, которыми я пользовался, были в отличном состоянии и чистые внутри.

Очень неплох и Kia Rio X-Line, но тут впечатления слегка портит пустоватый руль. Renault Kaptur стоит особняком. С одной стороны, у него самый объемистый салон, его подвеска лучше всех справляется с препятствиями типа «лежачий полицейский», и вообще это единственный кроссовер в этом бренде, но с другой стороны — далеко не всем по душе чудеса французской эргономики, равно как и работа вариатора.

Но удобство пользования каршерингом определяется не только достоинствами и недостатками автомобилей. Не менее важна и работа мобильного приложения. Приложение «Яндекс.Драйв» достаточно удобно, но есть и определенные недочеты. Об одном из них я уже упомянул: приложение не информирует о выявленных ранее повреждениях. Думаю, оператор тоже не слишком рад тому, что по оставшимся на линии автомобилям с легкими повреждениями сыплется вал картинок после каждого пользователя — а ведь их еще нужно сравнить и посмотреть, нет ли новых. Во-вторых, приложение не позволяет поставить фильтр на какую-то конкретную модель, которую вы предпочли бы всем остальным, или наоборот, не хотели бы брать в принципе.

Случаются определенные проблемы с вашим позиционированием на этапе, когда вы забронировали автомобиль и движетесь к нему в пешком. Если дело происходит в знакомом районе, то это не так уж страшно. А вот в незнакомых местах можно запросто ошибиться, пройти мимо (особенно в темноте), свернуть не туда, да и точность GPS резко снижается между домами, особенно в условиях плотной застройки. Наконец, при завершении поездки в вашем распоряжении нет опции «сообщить о проблеме» — можно только связываться со службой поддержки или отправлять фото. Но что, например, я мог сфотографировать в случае не работающего электропривода сиденья?

Ну а в заключение могу лишь сказать, что, по моему мнению, каршеринг не может заменить ни такси, ни личный автомобиль. Но дело это нужное и удобное, имеющее свою собственную, уникальную нишу. Так что я, пожалуй, продолжу им пользоваться довольно активным образом.

P.S. Было интересно? Есть хорошие новости: это лишь один из серии материалов о каршеринге, где мы разбираемся в этом сервисе и его особенностях от и до. Чтобы почитать остальные, можно перейти вот и узнать ответы на все вопросы.